logo
Кожинов В

20.6. Управление прибылью комиссионного оптового магазина на базе статистической модели

Логическая модель хозяйственной деятельности организации - это удобный инструмент для проведения анализа хозяйственной деятельности и управления прибылью. Однако в ней не всегда можно учесть некоторые тонкости, связанные с конкретными хозяйственными операциями и действиями. Поэтому целесообразно построить бухгалтерскую модель, опираясь на статистические данные из конкретных журналов хозяйственных операций предшествующих периодов, усредненные с учетом наличия в них проводок, отражающих чрезвычайные обстоятельства.

Статистическая модель организации, полученная прямой обработкой журналов хозяйственных операций, может не соответствовать критериям изолированной денежной системы. В этом случае необходимо выполнить дополнительные, экономически обоснованные хозяйственные действия, которые будут закодированы трансформационными бухгалтерскими проводками, преобразующими базовую модель в независимую финансовую систему.

Продемонстрируем специфику формирования и использования статистической бухгалтерской модели на примере магазина оптовой комиссионной торговли.

Выступая в качестве посредника между производителем и покупателем, любое комиссионное оптовое торговое предприятие обязано постоянно страховать себя от предпринимательских рисков. Поэтому в деятельности его бухгалтерии должны присутствовать элементы налогового планирования и управления прибылью. Это особенно важно для малых предприятий, в которых бухгалтер часто является единственным специалистом по проблемам финансового учета и налогообложения. Использование полномасштабной статистической бухгалтерской модели позволит существенно облегчить его задачу.

Рассмотрим конкретный пример.

Реальный комиссионный оптовый магазин испытывает трудности в работе. Первое полугодие 2002 года он закончил с убытками. Чтобы найти способ повышения его финансовой отдачи, была построена статистическая бухгалтерская модель работы магазина, она была приведена к виду изолированной денежной системы. Затем были выполнены расчеты и выданы предложения по улучшению работы. Данный процесс осуществлялся следующим образом.

Типичный журнал хозяйственных ежемесячных операций магазина обычно содержит очень большое количество бухгалтерских проводок, что не позволяет проводить оперативный анализ. Поэтому сначала с помощью бухгалтерской программы на персональном компьютере были получены сводные ежемесячные проводки за 1-й и 2-й кварталы (см. табл.20.6), объединяющие серию однотипных операций в одну проводку с общей суммой, и после этого они были усреднены. Результат такого усреднения за полугодие приведен в табл.20.5

Таблица 20.5. Сводный усредненный журнал хозяйственных