logo
Кожинов В

11.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами

Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На некоторых предприятиях для этих целей в бухгалтерии создают отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они, как правило, имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.

Не поступление или несвоевременное поступление денежной выручки или оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникают дебиторские задолженности, которые нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.

Весь спектр задолженностей предприятий по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские задолженности и кредиторские.

Дебиторские задолженности согласно бухгалтерскому законодательству являются активами предприятия, на которые, в случаях крайней необходимости (например, при банкротстве), может быть наложен арест. Поэтому нормативные документы обязывают предприятие для взыскания дебиторских задолженностей подавать исковые заявления в арбитражный суд. При положительном решении оно могло бы рассчитывать на принудительное исполнение, если у его должника есть средства. Иначе нужно включать инструмент банкротства и распродажи имущества должника, затем неопределенное время находиться в очереди на удовлетворение своих требований, так как обычно предприятия банкроты имеют многочисленные долги.

Ст.196 Гражданского кодекса России устанавливает по невыполненным договорным обязательствам срок исковой давности, равный три года. По истечении срока исковой давности предприятие обязано списать дебиторскую задолженность в разряд безнадежных долгов и отразить в своем бухгалтерском учете как внереализационные расходы. При этом согласно налоговому законодательству данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности, продолжает числиться на забалансовом счете еще в течение пяти лет. Она должна периодически отслеживаться на предмет возможности получения долга. При возврате долга сумма задолженности включается во внереализационные доходы, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

Кроме того, организациям разрешено создавать специальные резервы на погашение безнадежных к получению дебиторских задолженностей. Для их учета используется счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Размер резервов регламентируется Налоговым кодексом.

Кредиторская задолженность предприятия является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается внереализационным доходом предприятия.

Для учета особенностей взаимодействия предприятий по различным видам договорных отношений в качестве дебиторов и кредиторов используются следующие счета:

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

63 "Резервы по сомнительным долгам";

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Рассмотрим некоторые расчетные варианты применения всех указанных счетов на характерных примерах.

Пример N 1. Предприятие-покупатель получило от поставщика материалы. В течение срока исковой давности оно не оплатило покупку и списало кредиторскую задолженность на внереализационные доходы.

В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:

Д 10 - К 60 - отражено поступление материалов (учетная стоимость без НДС);

Д 19 - К 60 - учтен НДС по приобретенным материалам;

Д 60 - К 91 - получена прибыль от списания кредиторской задолженности;

Д 91 - К 19 - погашена за счет прочих расходов сумма НДС по приобретенным материалам,

где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Так как материалы не были оплачены, то НДС не подлежит зачету с бюджетом и должен быть погашен за счет собственных средств.

Пример N 2. Предприятие-поставщик отгрузило продукцию покупателю, но денежные средства за поставку не получило в течение срока исковой давности, поэтому списало дебиторскую задолженность на прочие расходы и одновременно сумму задолженности отнесло на забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость продукции;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;

Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации продукции;

Д 91 - К 62 - списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность;

Д 007 - задолженность переведена на забалансовый счет,

где: счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Расходы от списания безнадежной к получению дебиторской задолженности уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если по истечении какого-то срока покупатель ликвидирует свою задолженность, то полученная предприятием на расчетный счет (счет 51 "Расчетные счета") денежная сумма приходуется как прочие доходы, которые включаются в состав налогооблагаемой базы по прибыли, а задолженность списывается с забалансового учета:

Д 51 - К 91 - отражены доходы от погашения списанной в убыток задолженности;

К 007 - списана с забалансового учета погашенная дебиторская задолженность.

Пример N 3. Предприятие перечислило аванс поставщику материалов. Через некоторое время оно получило всю партию заказанного материала согласно заключенному договору о поставке. После этого оно доплатило поставщику оставшуюся сумму. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:

Д 60 - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;

Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);

Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;

Д 60 - К 60 - произведен зачет аванса;

Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;

Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС.

Если у предприятия ограниченное количество поставщиков, то проводка зачета аванса может не выполняться, поскольку сальдо на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" определит задолженность конкретному поставщику. В реальной бухгалтерской практике целесообразно вести аналитический учет не только по конкретным поставщикам, но и выделять перечисленные им авансы. Поэтому представленную выше совокупность проводок для конкретного поставщика следует рассматривать таким образом:

Д 60-А - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;

Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);

Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;

Д 60 - К 60-А - произведен зачет аванса;

Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;

Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,

где: субсчет 60-А "Расчеты по авансам выданным".

Пример N 4. Предприятие через арбитражный суд предъявило претензию своему подрядчику за некачественно выполненную работу. Арбитражный суд принял постановление об удовлетворении претензии. Ответчик перечислил деньги на расчетный счет предприятия. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:

Д 76 - К 91 - отражена сумма предъявленной претензии с учетом НДС;

Д 91 - К 68 - начислен НДС по удовлетворенной претензии;

Д 51 - К 76 - поступили денежные средства в счет удовлетворения претензии,

где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

Пример N 5. Подрядчик получил аванс от заказчика. Он провел весь объем работ по договору и сдал по акту заказчику. Заказчик перечислил остаток средств по выполненному договору. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:

Д 51 - К 62-А - получен аванс на проведение работ;

Д 90 - К 20 - списана на реализацию себестоимость выполненных работ;

Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации выполненных работ;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет заказчику на весь объем работ;

Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации выполненных работ;

Д 62-А - К 62 - осуществлен зачет полученного аванса;

Д 51 - К 62 - получен остаток денежных средств по договору,

где: субсчет 62-А "Расчеты по авансам полученным".

В целях упрощения в данном примере НДС с аванса не начислялся. В реальной практике это возможно при условии, что время между получением аванса и окончательным расчетом не превышает срока предоставления в налоговую инспекцию декларации по НДС.

Пример N 6. Предприятием определена сумма резерва по сомнительным долгам на текущий период в размере 1000 руб. (сумма условная). Практически было использовано 900 руб. Остаток в конце периода переведен в прочие доходы. В бухгалтерском учете следует выполнить проводки:

Д 91 - К 63 1000 - сформирован резерв по сомнительным долгам;

Д 63 - К 62 900 - погашены дебиторские задолженности, не реальные к получению;

Д 63 - К 91 100 - включена в состав прочих доходов сумма остатка резерва,

где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 63 "Резервы по сомнительным долгам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Пример N 7. Предприятие заключило со смежной организацией договор мены, по которому должно получить от нее услуги на сумму 1500 руб. взамен отгруженной собственной продукции себестоимостью 1200 руб. В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки:

Д 90 - К 43 1 200 - списана на реализацию фактическая себестоимость продукции;

Д 62 - К 90 1 500 - предъявлен счет покупателю продукции;

Д 90 - К 68 250 - начислен НДС от реализации продукции;

Д 90 - К 99 50 - определена прибыль от реализации;

Д 20 - К 60 1 250 - отражена стоимость услуг покупателя (без НДС);

Д 19 - К 60 250 - учтен НДС по приобретенным услугам;

Д 60 - К 62 1 500 - осуществлен зачет по договору мены;

Д 68 - К 19 250 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС,

где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", счет 43 "Готовая продукция", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

Пример N 8. Покупатель приобретает товар у поставщика под простой вексель с процентами. Затем по истечении определенного срока оплачивает вексель и проценты по нему. Вексельные операции в бухгалтерском учете обеих сторон будут выглядеть таким образом. Покупатель в данном процессе выступает в качестве векселедателя, а поставщик - в роли векселедержателя.