logo
Кожинов В

2.1. Сущность коммерческого предприятия

Коммерческое предприятие предназначено для удовлетворения потребностей граждан страны в товарах, работах и услугах. Целью его создания является получение прибыли, необходимой для дальнейшего развития коммерческого предприятия, повышения благосостояния его работников и его собственников - учредителей.

Учредители коммерческого предприятия после его формирования или сами управляют предприятием, или нанимают для этой цели руководителей. И в том, и в другом случае они осуществляют предпринимательскую деятельность.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под предпринимательской деятельностью понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для государственной регистрации фирмы, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ, ее официальные представители обязаны обратиться в территориальный орган Министерства по налогам и сборам (МНС) РФ (т.е. в налоговую инспекцию по месту нахождения учредителей). При этом они должны предоставить следующие документы, исполненные по установленной форме:

1) заявление от собственников предприятия, учредителей-руководителей или доверенных лиц;

2) решение о создании предприятия в виде протокола, договора или иного аналогичного документа;

3) учредительные документы - подлинники или нотариально заверенные копии;

4) доказательство юридического статуса (для учредителей, являющихся иностранными юридическими лицами);

5) документ об уплате государственной пошлины.

Требования к документам оговариваются специальным постановлением правительства. Обязательными являются сведения об организационно-правовой форме предприятия, его наименовании, величине уставного капитала, данные об учредителях и условиях их взаимодействия между собой.

Размер государственной пошлины, уплачиваемой перед подачей документов, установлен Федеральным законом от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ и составляет сумму 2000 руб.

Регистрация проводится в срок не более 5-ти рабочих дней со дня предоставления документов. Отказ допускается лишь в случае неполного предоставления комплекта документов или их представления не в тот территориальный орган.

При регистрации предприятию присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), под которым оно заносится в Единый государственный реестр юридических лиц. Сведения о регистрации в срок не более чем 5 рабочих дней направляются в следующие организации, обладающие властными полномочиями:

1) территориальные органы федерального казначейства;

2) таможенные органы;

3) территориальные органы Пенсионного фонда;

4) региональные отделения Фонда социального страхования;

5) территориальные органы Государственного комитета по статистике;

6) территориальные органы Федеральной службы налоговой полиции;

7) территориальные органы Комитета по финансовому мониторингу;

8) территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

9) федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

10) органы власти субъектов РФ.

Территориальный орган Государственного комитета по статистике, в свою очередь, присваивает и сообщает предприятию в недельный срок коды, характеризующие его хозяйственную деятельность в соответствии со следующими классификаторами:

ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций;

ОКОГУ - общероссийский классификатор органа государственного управления;

ОКАТО - общероссийский классификатор административно-территориального образования;

ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

ОКФС - общероссийский классификатор форм собственности;

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов;

ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира.

После этого предприятие может открыть счета в банках, а его учредители вносить вклады в уставный капитал. Сведения об открытых счетах банки обязаны предоставлять в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия, что существенно облегчает ей контроль этого процесса. В целях обеспечения гарантий кредиторов законодательство устанавливает для предприятий некоторых организационных форм определенную нижнюю границу величины уставного капитала. Например, сумма уставного капитала предприятий, имеющих вид акционерных обществ закрытого типа, не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством на момент регистрации предприятия. (Для акционерных обществ открытого типа размер уставного капитала не может быть меньше 1000 МРОТ.) В настоящее время для целей формирования уставного капитала применяется величина МРОТ = 100 руб., о чем подробнее будет сказано позже.

Если нарушены сроки оплаты суммы уставного капитала, установленные ГК РФ, то налоговая инспекция может ходатайствовать в судебном порядке о ликвидации предприятия как юридического лица.

МНС РФ имеет право бесплатно предоставлять сведения, содержащиеся в Едином регистре юридических лиц, различным государственным органам власти и самому юридическому лицу (о нем). А также за плату (в размере двух МРОТ за документ) - всем заинтересованным гражданам и юридическим лицам (исключая паспортные данные физических лиц и идентификационные номера налогоплательщиков - ИНН).

Коммерческие предприятия составляют главный экономический потенциал страны. Благодаря прибыльной работе, они постоянно приумножают свои богатства. Вместе с тем, в государстве действует немалое количество некоммерческих организаций, которые в силу своей специфики не могут приносить прибыль, и являются принципиально некоммерческими. Они представляют такие важные государственные сферы, как оборона, здравоохранение, образование, культура и т.п. Их функционирование обеспечивается за счет обоснованного изъятия у коммерческих организаций определенной части заработанных ими средств.

Осуществляя свою деятельность, коммерческое предприятие потребляет разного рода ресурсы и часто оказывает при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду: природу и общество. Это воздействие должно быть определенным образом компенсировано. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет дополнительные обязательства перед государством и его гражданами в сфере социального страхования и обеспечения. Поэтому все коммерческие предприятия обязаны делать отчисления в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Они должны осуществлять платежи также в некоторые внебюджетные фонды. Такие отчисления служат финансовыми рычагами экономической и социальной политики государства и называются налогами, сборами, пошлинами.

Той частью доходов, которая остается у собственников после уплаты налогов (сборов, пошлин), они могут распоряжаться по своему усмотрению. Она, как правило, делится на две доли. Одна - служит непосредственным источником доходов, а другая вкладывается (инвестируется) в собственное предприятие или в другие предприятия и организации, либо в материальные ценности, приносящие доход. Цель инвестирования в собственное или другое предприятие заключается в получении дополнительной прибыли.

Деятельность коммерческих предприятий может происходить в следующих четырех направлениях, специфика которых накладывает отпечаток на вид и характер предпринимательства, а также на форму и методы бухгалтерского учета:

1) добыча полезных ископаемых и сырья;

2) переработка сырья и полезных ископаемых;

3) купля-продажа товаров;

4) производство и реализация работ и услуг.

Первые три направления относятся к сфере материального производства, а четвертое - к сфере обслуживания.

К фирмам, добывающим полезные ископаемые и сырье, относятся те предприятия, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, ведут заготовку леса, рыбную ловлю, добычу угля, нефти и газа и т.п. Их продукция носит название сырья. Сырье - это сырая продукция, подлежащая дальнейшей переработке с целью получения готовых к употреблению изделий.

К фирмам, осуществляющим переработку, относятся те предприятия, которые используют сырье и полезные ископаемые, превращая их в промышленные и продовольственные товары. Они прядут шерсть, строят дома, шьют одежду, изготавливают обувь. Эти фирмы вырабатывают ткани, собирают телевизоры, пекут хлеб, делают мороженое, строят самолеты и производят автомобили. Перерабатывающие предприятия являются основным звеном экономики государства, определяющим его мощь, независимость и безопасность.

К фирмам, ведущим куплю-продажу товаров, относятся те предприятия, которые занимаются посреднической деятельностью по реализации сырья, полезных ископаемых и готовой продукции. Они покупают продукцию других фирм и физических лиц и перепродают ее юридическим лицам и отдельным гражданам. Купля-продажа предприятиями или частными предпринимателями партий товаров, предназначенных для производственных целей, носит название оптовой торговли. Купля-продажа товаров, предназначенных непосредственно для потребления граждан, носит называние розничной торговли.

К фирмам, обслуживающим предприятия и отдельных граждан, относятся те организации, которые выполняют различные работы и оказывают разного рода материальные и нематериальные услуги. Они занимаются банковской и страховой деятельностью, производят гарантийный и другие виды ремонта бытовой техники, предоставляют туристические и юридические услуги, обеспечивают граждан общественным питанием, делают рекламу и т.п.

Коммерческое предприятие - основное звено рыночной экономики, а предприниматель является его ключевой фигурой, так как организация фирмы, контроль и управление ее функциями без привлечения бюджетных средств - дело сложное и рискованное. По оценкам специалистов, предпринимательский талант обнаруживается и раскрывается только у 5-10 процентов граждан страны.

Главные качества, которыми должен обладать предприниматель - это:

умение организовать и вести собственное дело;

способность брать на себя ответственность и риски за результат дела;

решительность при осуществлении властных полномочий.

Как было отмечено выше, часть своих полномочий предприниматель может делегировать другим лицам, но это порой не облегчает, а отчасти даже усугубляет его участь.

При создании предприятия учредитель (или учредители) обязан правильно оценить экономическую ситуацию, выработать план действий, сформировать управление по реализации данного плана и осуществлять жесткий контроль его выполнения. Прогнозируя развитие ситуации в условиях противоречивых тенденций, предприниматель часто вынужден идти на определенные риски. Избежать их не удастся. Как показывает отечественная и зарубежная практика предпринимательства, без риска невозможно добиться высоких финансово-экономических результатов. Известно, что самым малорискованным делом является получение процентов по сберегательным (депозитным) вкладам в банке. Но этот бизнес самый малодоходный.

Организуя предприятие, учредитель (учредители) часто выступает и в качестве его хозяина, и в качестве руководителя, поэтому он отличается от других работников фирмы мерой ответственности. Сформировав коллектив, предприниматель направляет его на выполнение поставленных целей, используя метод разумного принуждения, действуя при этом в рамках общечеловеческой морали и гражданских прав. С профессиональной точки зрения, предприниматель должен сочетать в себе три важных свойства 338:

быть специалистом того дела, ради которого организовано производство;

знать конъюнктуру рынка своей продукции (работ, услуг), изучать ее, уметь рекламировать свою продукцию и реализовывать ее;

уметь извлекать прибыль, составлять капитал и инвестировать его.

Если у предприятия несколько собственников, они могут сочетать и дополнять друг друга в области предпринимательских, организаторских и профессиональных качеств. Если оно сформировано по акционерному типу с большим количеством участников, доля ответственности каждого существенным образом уменьшается. Однако это не значит, что такому предприятию легче осуществлять деятельность. Напротив, для успеха дела большинство его членов должны делегировать свои полномочия (обычно так это и происходит) наиболее сильным лидерам, которые могут представлять соответствующий орган в виде правления.