logo
Кожинов В

11.3. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.

Финансовая система Российского государства включает в себя:

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, формирующийся для обеспечения деятельности государственного и (или) муниципального сектора экономики, развития социально-культурной сферы, укрепления обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Главные статьи расходов государственного бюджета включают в себя финансирование: международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, судебной системы, науки, промышленности, энергетики, строительства. А также: сельскохозяйственного производства, рыболовства, транспорта, охраны окружающей среды; содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог общего пользования. Кроме этого, в бюджете предусмотрены расходы на нужды: образования, культуры, здравоохранения, искусства, средств массовой информации и социальной политики.

Наполнение бюджета осуществляется с помощью следующих источников:

налоговых поступлений;

неналоговых доходов (от использования имущества, продажи земли, реализации лицензий, внешнеэкономической деятельности и т.п.);

безвозмездных поступлений от нерезидентов, государственных и др. организаций;

доходы целевых бюджетных фондов.

Отчисления предприятий в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей оформляются в бухгалтерском учете как расчеты с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Внебюджетные фонды - это фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивающие финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Они подразделяются на социальные и экономические фонды. К экономическим фондам относится федеральный дорожный фонд и местные дорожные фонды.

До принятия Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ дорожные фонды формировались за счет:

1) налога на пользователей автомобильных дорог;

2) налога с владельцев транспортных средств;

3) заемных средств, средств от продажи акций и проведения лотерей, а также добровольных взносов, штрафных санкций и других источников.

Налог на пользователей автодорог упомянутым законом отменен, а налог с владельцев транспортных средств заменен транспортным налогом, дополнительными объектами которого стали речные и воздушные суда, ранее облагавшиеся налогом на имущество физических лиц.

Начиная с 2003 года, функционировать будут лишь территориальные дорожные фонды, источниками которых будут суммы:

1) транспортного налога;

2) акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

3) земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;

4) поступлений, связанных с погашением задолженностей, штрафам и перерасчетами по налогу на пользователей автомобильных дорог;

5) государственных финансовых пособий, выделяемых из федерального бюджета на ведение дорожного хозяйства.

К социальным внебюджетным фондам причисляются: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). До 1 января 2001 г. в их составе был Государственный фонд занятости населения (ФЗ). В настоящее время его функции переданы бюджетам различных уровней. Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Примечание. Упоминание о фонде занятости населения необходимо, так как в соответствии со сроками исковой давности налоговые органы могут предъявлять претензии предприятиям по платежам в данный фонд.

Фонд социального страхования предназначен для выплаты пособий: по временной нетрудоспособности граждан, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до полуторагодичного возраста, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также пособий на погребение усопших. Кроме того, ФСС финансирует расходы по санитарно-курортному обслуживанию работников предприятия и членов их семей, частичному содержанию спортивных детско-юношеских школ, оздоровлению детей, а также по выплате других постоянных и единовременных пособий. В начале каждого года принимается специальный закон о бюджете фонда, в котором подробно расписаны все основные статьи его доходов и расходов. Расчеты с фондом проводятся с применением субсчета 69-1 "Расчеты по социальному страхованию". При этом расчеты по пособиям, обусловленным несчастными случаями и профессиональными заболеваниями сотрудников, учитываются отдельно.

Пенсионный фонд обеспечивает выплаты трудовых пенсий; компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии; проводит выплаты пенсионерам социальных пособий на погребение. Он финансирует расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий; перечисляет пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплачивает досрочные пенсии гражданам, признанным безработными.

Кроме того, фонд осуществляет доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплачивает дополнительные ежемесячные пожизненные пособия лицам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также перечисляет средства страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, учитываемых в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Доходные и расходные статьи бюджета пенсионного фонда утверждаются в начале каждого года специальным федеральным законом. Расчеты с фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".

Фонд обязательного медицинского страхования образован для реализации целевых государственных и территориальных программ медицинского страхования населения, а также по охране материнства и детства.

В программах обязательного медицинского страхования предусматриваются виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи взрослым и детям, перечень участвующих в них организаций, реестры медицинских услуг в трех сферах помощи:

1) скорой и неотложной;

2) амбулаторно-поликлинической;

3) стационарной.

Реестры (перечни) услуг, тарифы и стандарты на них утверждаются специальными комиссиями. Местные фонды выделяют страховые средства на выполнение программ, формируют запасные резервы и резервы предупредительных мероприятий, выполняют контроль их использования. Все программы реализуются на договорных условиях с медицинскими учреждениями, включенными в перечень исполнителей и участников.

Федеральный фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Он также финансирует целевые программы по охране материнства и детства, компьютеризации системы обязательного медицинского страхования, подготовке и переподготовке кадров и научным исследованиям.

Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию производятся с использованием субсчета 69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию".

Государственный кредит - это инструмент формирования дополнительных финансовых ресурсов государства путем продажи на финансовом рынке ценных государственных бумаг.

Фонды страхования - это государственные фонды обязательного личного и имущественного страхования отдельных категорий граждан, имеющих должности и профессии повышенной степени риска, а также негосударственные институты страхования, обеспечивающие добровольное и обязательное страхование личности и имущества граждан, а также имущества юридических лиц. Расчеты с ними в бухгалтерском учете отражаются на субсчете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Учет расчетов с бюджетом по налогам, сборам и другим платежам (в дальнейшем просто налогов) будет достаточно подробно освещен в главе 16. Отметим, что проводки по начислению этих платежей могут включать самые разнообразные счета, на которые списываются расходы, например:

Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 70, 76, 86, 90, 91, 97, 99 - К 68,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 86 "Целевое финансирование", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Перечисление начисленных сумм оформляется проводкой:

Д 68 - К 51,

где: счет 51 "Расчетные счета".

Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения до недавнего времени не относились к налоговым платежам. Отчасти это было оправдано, поскольку перечисленные суммы частично возвращались на предприятие в качестве социальных льгот. Однако для учредителей они были и остаются дополнительным финансовым бременем, не способствующим развитию хозяйственной деятельности. Сейчас отчисления в социальные фонды по экономическому смыслу переведены в налоговую систему и выступают в ней в качестве единого социального налога, в состав которого не включаются платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В отчетности, предоставляемой в фонд социального страхования, сведения по этому виду страхования входят, но в общей ставке взносов в данный фонд не учитываются. Подробности, связанные с их расчетами, тоже будут рассматриваться в главе 16.

Источниками платежей в социальные фонды являются многочисленные статьи расходов, связанные с капитальными затратами, издержками производства и обращения, целевым финансированием и т.п. Эти статьи расходов одинаковы для начисления во все три фонда. Начисление платежей в социальные фонды оформляются, например, следующими проводками:

Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 86, 90, 91, 97, 99 - К 69-1, 69-2, 69-3.

Перечисление платежей фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 69 - К 51.

Расчеты по имущественному и личному страхованию имеют определенные особенности.

Работа на предприятиях ряда отраслей экономики сопровождается повышенными рисками в отношении соблюдения условий безопасности для жизни и здоровья их сотрудников и граждан, которых они обслуживают по роду своей деятельности, а также в отношении обеспечения целостности и сохранности имущества. Например, это относится к организациям, занимающимся перевозками пассажиров и грузов. Кроме того, большинство коммерческих предприятий постоянно работает в зоне коммерческих рисков и в условиях необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Как отмечалось выше, для возмещения возможных убытков и потерь предприятий и отдельных граждан в стране формируется система личного и имущественного страхования, а также страхования различных рисков и видов ответственности. Эта система включает в себя совокупность страховых компаний и фондов, которые осуществляют операции страхования, перестрахования, страхового посредничества и т.п.

С точки зрения бухгалтерского учета страхование имеет две важные формы: обязательное страхование (регламентируемое законодательством) и добровольное страхование (регламентируемое законодательством и договорами между страхователями и страховщиками).

Обязательное государственное страхование подразделяется на:

страхование гражданской ответственности предприятий - владельцев наземного, воздушного и водного транспорта по обязательствам, возникающим у них в связи с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших при эксплуатации транспортных средств;

страхование жизни и здоровья военнослужащих, а также граждан, призванных на военные сборы;

страхование жизни и здоровья лиц рядового и командного состава органов внутренних дел, а также сотрудников учреждения органов уголовно-исполнительной системы;

страхование жизни и здоровья сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

страхование жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов.

По обязательным видам страхования нормативными актами устанавливаются размеры страховых тарифов, а суммы страховых взносов в пределах этих размеров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Расходы сверх установленных нормативов не учитываются при определении базы по налогу на прибыль предприятия. В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

Д 08, 20, 26, 44 - К 76-1 - отражено начисление страховых платежей (в пределах норм);

Д 91 - К 76-1 - учтено начисление страховых платежей сверх установленных норм;

Д 76-1 - К 51 - перечислены взносы в страховые компании,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При возникновении страхового случая предприятие начисляет страховую сумму пострадавшему сотруднику, получает средства из страховой организации на свой расчетный счет, затем переводит их в кассу и выплачивает:

Д 76-1 - К 73 - начислена страховая сумма пострадавшему;

Д 51 - К 76-1 - поступила на расчетный счет страховая сумма от фирмы - страховщика;

Д 50 - К 51 - переведена в кассу денежная суммы для выплаты пострадавшему;

Д 73 - К 50 - отражена выплата пострадавшему страхового возмещения,

где: счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

К категории добровольного страхования относятся следующие виды:

страхование от несчастных случаев и болезней;

добровольное медицинское страхование;

страхование граждан, выезжающих за границу;

страхование средств наземного, воздушного, водного и трубопроводного транспорта;

страхование грузов;

страхование товаров на складе;

страхование урожая сельскохозяйственных культур;

страхование другого имущества;

страхование рисков, связанных с проведением строительно-монтажных работ;

страхование предпринимательского (финансового) риска;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности;

страхование профессиональной ответственности;

страхование ответственности за неисполнение обязательств.

По добровольным видам страхования страховые тарифы определяются страховыми компаниями. Суммы страховых взносов по большинству видов добровольного страхования не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. За исключением случаев страхования: транспортных средств (в том числе арендованных), грузов, производственных основных средств (в том числе арендованных), нематериальных активов, незавершенного капитального строительства и другого имущества производственного назначения (в том числе урожая сельскохозяйственных культур), рисков при проведении строительно-монтажных работ. По этим видам страхования все отчисления можно учитывать в себестоимости продукции (работ и услуг).

Рассмотрим бухгалтерское оформление трех примеров.

Пример N 1. Добровольное медицинское страхование:

Д 91 - К 76-1 - начислены взносы по добровольному медицинскому страхованию;

Д 76-1 - К 51 - взносы перечислены в страховую компанию;

Д 76-1 - К 73 - отражена сумма ущерба, начисленная в пользу потерпевшего;

Д 51 - К 76-1 - поступила на расчетный счет сумма в пользу потерпевшего;

Д 50 - К 51 -принята в кассу сумма страхового возмещения потерпевшему;

Д 73 - К 50 - отражена выплата страхового возмещения.

Пример N 2. Добровольное страхование профессиональной ответственности работников:

Д 91 - К 76-1 - начислены взносы по страхованию профессиональной ответственности;

Д 76-1 - К 51 - взносы перечислены в страховую компанию;

Д 73 - К 28 - отражена сумма производственного брака, отнесенная на виновное лицо;

Д 76-1 - К 73 - ответственность виновника списана за счет страхового возмещения;

Д 51 - К 76-1 - получена на расчетный счет сумма страхового возмещения,

где: счет 28 "Брак в производстве".

Пример N 3. Добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур:

Д 20 - К 76-1 - начислены взносы по страхованию урожая;

Д 76-1 - К 51 - взносы переведены в страховую компанию;

Д 76-1 - К 20 - отражена сумма потерь урожая в результате страхового случая;

Д 51 - К 76-1 - получено страховое возмещение,

где: счет 20 "Основное производство".