logo
Кожинов В

2.6. Управление предприятием - менеджмент

Предприятие способно выполнять свои функции при условии, если оно грамотно управляется. Эта работа возлагается на специалистов по управлению - менеджеров.

Задачи менеджеров состоят в следующем:

подбор и наем кадров;

координация действий с внешними организациями;

поиск, сбор и анализ внешней информации;

организация производственного процесса и управление распределением ресурсов;

сбор, анализ и передача по управленческой сети внутренней информации;

управление персоналом.

Каждый конкретный менеджер в своей работе обязан руководствоваться следующими правилами:

направлять усилия на реализацию конечных целей и задач предприятия;

предусматривать рациональное использование структуры предприятия;

принимать решения в рамках использования имеющихся кадров, наличия основных и оборотных средств, а также информационных ресурсов;

проводить работы в рамках комплексной организации технологического процесса производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

осуществлять производственную деятельность одновременно с подбором, расстановкой и воспитанием кадров;

руководствоваться принципом принятия оптимальных решений.

Решение этих задач требует высокой профессиональной подготовки и значительного опыта работы. Поэтому назначение на данную должность - ответственное право учредителей и высших руководителей предприятия, в том числе главного бухгалтера.

Чтобы коммерческое предприятие прибыльно работало на протяжении целого ряда лет, в сфере его управления целесообразно придерживаться нескольких основополагающих принципов. Эти принципы, заложенные в основу функционирования крупных государственных предприятий еще до начала рыночных преобразований в России, приводятся ниже.

Единство управления. Независимо от формы организации и стиля управления, полную и абсолютную ответственность за деятельность предприятия должен нести один человек.

Единство подчинения. Любой работник предприятия должен подчиняться только одному непосредственному начальнику.

Соответствие полномочий уровню ответственности. При возложении на подчиненного дополнительных обязанностей, ему должны быть приданы и дополнительные права. Следует помнить, что ответственности без прав не бывает.

Ограниченность масштабов управления. В непосредственном подчинении у менеджера может находиться ограниченное число работников. По оценкам специалистов, это число не должно превышать семи.

Ориентация управления на цели предприятия. Процесс управления следует направлять только на решение главных задач предприятия. Личностные факторы должны быть существенно ограничены или полностью исключены.

Избирательность информации. В целях экономии времени руководство предприятия должно получать только ту информацию, которая выходит за рамки коммерческого плана в положительную или отрицательную сторону.

Доступность любого уровня управления. Любой сотрудник предприятия должен иметь право и возможность обратиться с производственным или личным вопросом и предложением к руководителю любого ранга.

Приоритет планирования. Любая работа должна быть предварительно спланирована.

Дифференцированный подход к организации труда. Труд разной квалификации требует разных условий.

Разбиение сложных процессов на простые операции. В целях экономии средств управленческие и хозяйственные функции целесообразно разбивать на ряд простых операций, используя при этом стандартные приемы и методы.

Непрерывность контроля. Часть управленческого аппарата должна быть задействована на ежедневном контроле хода выполнения коммерческого плана.

Гибкость структуры управления. С изменением масштабов, задач и целей предприятия, его система управления должна подвергаться соответствующим корректировкам.