logo
Кожинов В

8.10. Формирование цены продукции на основе ее себестоимости Коэффициент рентабельности

Себестоимость продукции, определяемая как совокупность затрат на ее производство и продажу, может служить основой для формирования цены. В проблеме ценообразования себестоимость должна рассматриваться в тесной связи с состоянием цен на рынке аналогичной продукции. Если себестоимость продукции предприятия выше, нежели цены на рынке, то выходить на рынок нет смысла. Необходимо пересмотреть свои затраты и разработать мероприятия по их снижению. (Правда, выше мы отмечали уже, что иногда для завоевания рынка фирма сознательно идет на убытки, а затем, выйдя на рынок, пересматривает свои затраты).

Отпускная цена предприятия, с которой оно могло бы выйти на рынок, может быть вычислена по формуле:

Ц = С + П + С + С + С ,

А НДС НП (8.4)

где:

Ц - отпускная цена продукции;

С - полная фактическая себестоимость продукции;

П - прибыль;

С - сумма акциза; (Акцизом называется налог, которым облагаются товары А повышенного спроса.);

С - сумма налога на добавленную стоимость; НДС

С - сумма налога с продаж. НП

Полная фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) включает в себя производственные затраты и коммерческие расходы.

Величина прибыли определяет рентабельность (прибыльность) продукции предприятия. Рентабельность продукции (работ, услуг) предприятия оценивается коэффициентом рентабельности, который вычисляется по формуле:

П

К = ———— x 100%

р С (8.5)

Сумма налогов, входящих в формулу цены (8.4) вычисляются следующим образом. К величине полной фактической себестоимости прибавляется значение прибыли, определенной по формуле (8.5), исходя из заданного коэффициента рентабельности. Для подакцизных товаров сумма акциза определяется двумя способами в зависимости от их видов. Для некоторых подакцизных товаров устанавливаются твердые акцизные ставки. Т.е. назначается определенная сумма взноса за единицу товара (за литр, килограмм, тонну, штуку, единицу мощности двигателя и т.п.). Такие ставки носят также название специфических ставок. Они применяются к такой продукции (см. главу 16, п.16.4):

спирт;

алкогольная продукция;

вина;

пиво;

табачные изделия;

легковые автомобили;

нефть и газовый конденсат;

бензин; дизельное топливо;

автомобильные масла;

ювелирные изделия (до 01.01.2003 г.).

Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя в пределах 90150 л.с. установлена ставка акциза в размере 13 руб. за 1 л.с. Если предприятие производит и реализует автомобили с мощностью двигателей равной 100 л.с., то оно должно учесть в отпускной цене сумму акциза, равную 1300 руб.

Для ювелирных изделий (до 01.01.2003 г.) и природного газа применяются процентные ставки к их стоимости. Эти ставки носят также название адвалорных ставок. (Выражение ad valorem в переводе с латинского языка означает "соответствующий стоимости").

Если установлены ставки на единицу товара, то сумма акциза вычисляется, исходя из следующего выражения:

С = А х К (8.6)

А Е Е

где:

А - ставка акциза в рублях за единицу товара;

Е

К - количество единиц товара.

Е

Если установлены процентные (адвалорные) ставки, то сумма акциза определяется по формуле:

А

П

С = (С + П) x ———— , (8.7)

А 100%

где: А - ставка акциза в процентах. П

НДС определяется в процентах от полной фактической себестоимости продукции плюс прибыль, плюс сумма акциза:

НДС

С = (С + П + С) x ———— , (8.8)

НДС А 100%

где: С - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. НДС

Налог с продаж определяется в процентах от полной фактической себестоимости продукции плюс прибыль, плюс сумма акциза, плюс сумма НДС:

НП

С = (С + П + С + С ) x ———— , (8.9)

НП А НДС 100%

где: С - ставка налога с продаж в процентах. НП

Отпускная цена предприятия должна быть выше полной фактической себестоимости продукции на величину прибыли, на сумму акциза, величину НДС и сумму налога с продаж.

Последовательность формирования отпускной цены предприятия на товары (работ, услуги) можно проследить на следующем простом примере.

Пример N 1. Полная фактическая себестоимость золотого кольца 1600 руб. Коэффициент рентабельности 12,5%, ставка акциза 5%, ставка НДС 20%, ставка налога с продаж 4%. Определим цену кольца.

Последовательность действий по расчету цены выглядит следующим образом:

С = 1600;

12,5%

П = 1600 x ————— = 200;

100%

5%

С = (1600 + 200) x ———— = 90;

А 100%

20%

С = (1600 + 200 + 90) x ————— = 378;

НДС 100%

4%

С = (1600 + 200 + 90 + 378) x ————— = 91;

НП 100%

Ц = 1600 + 200 + 90 + 378 + 91 = 2 359.

Продажная цена кольца 2 359 руб.

Такой подход при назначении отпускной цены продукции не всегда реализуем, поскольку в условиях рыночных отношений величины цен чаще всего устанавливаются в результате процесса конкуренции производителей товаров.

Поэтому в бухгалтерском учете часто приходится проводить расчеты налоговых параметров не на основе себестоимости, а опираясь на рыночные цены. В этом случае при заданной полной фактической себестоимости продукции предприятие не может гарантировать себе планируемую прибыль, а вынуждено довольствоваться той, которая регламентируется рыночной ценой.

В этой ситуации задача сводится к установлению величины возможной прибыли, а расчеты проводятся в обратном порядке. При этом соответствующие налоговые ставки корректируются по формуле:

Н

Н = ————————————— (8.10)

К 100% + Н

где:

Н - скорректированная ставка налога (налога с продаж, НДС, акциза); К

Н - соответствующая нормативная налоговая ставка.

Цикл расчетов по определению коэффициента рентабельности золотого кольца в рассматриваемом примере (при рыночной цене, равной 2 359 руб.) будет выглядеть следующим образом.

Ц = 2359;

4%

С = 2359 x ———————————————— = 91;

НП 100% + 4%

20%

С = (2359 - 91) x ———————————————— = 378;

НДС 100% + 20%

5%

С = (2359 - 91 - 378) x ———————————————— = 90;

А 100% + 5%

С + П = 2359 - 91 - 378 - 90 = 1800;

П = 1800 - 1600 = 200;

200

К = ———————— x 100% = 12,5%

Р 1600

На примере вычисления отпускной цены золотого кольца можно оценить процентную долю каждого из трех рассмотренных налогов (см. табл.8.5).

Таблица 8.5. Процентная доля налогов в отпускной